Классификация болот

5.1       Классификация болот по типам

В соответствии с СП 86.13330.2014 болота классифицируются по следующим типам:

  • I тип – болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением от 0,02 до 0,03 МПа (от 0,2 до 0,3 кгс/см2) или работу обычной техники с помощью дорожного покрытия быстрого развертывания, сланей или дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);
  • II тип – болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по дорожному покрытию быстрого развертывания, сланям или дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность торфяной залежи до 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);
  • III тип – болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой, допускающие работу только специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств.

5.2       Общие методы и средства обнаружения, локализации и ликвидации аварий, инцидентов

  • К общим методам и средствам обнаружения аварии, инцидента относятся: визуальный, графоаналитический, контроля давления, балансового учета, параметрического контроля расхода и давления, анализа изменения нагрузки электродвигателей, СОУ и КА.
  • К общим методам и средствам локализации аварий, инцидентов относятся:
  • остановка перекачки нефти/нефтепродукта по магистральному трубопроводу;
  • отключение аварийного участка путем закрытия секущих задвижек;
  • устройство обвалований, дамб, гидрозатворов, земляных амбаров для предупреждения дальнейшего, не контролируемого растекания нефти/нефтепродукта;
  • установка боновых заграждений (при возможности и при необходимости);
  • тушение нефти/нефтепродукта при возгорании.
    • К общим методам и средствам ликвидации аварий, инцидентов относятся:
  • метод сбора разлившейся нефти/нефтепродукта с поверхности грунта (воды) и перекачка в емкости временного хранения нефти/нефтепродуктов, нефтепровод, наземные земляные амбары;
  • методы постоянного ремонта;
  • методы временного ремонта.

К постоянным методам относится вырезка «катушки» или участка магистрального трубопровода, установка и приварка новой «катушки» или секции трубы, заварка свищей с установкой «чопиков» (металлических пробок), приварка патрубков с заглушками.

К временным методам ремонта относятся установка приварной необжимной муфты, приварной муфты с коническими переходами или  муфты ремонтной самогерметизирующей.

  • К общим методам сбора и утилизации нефтесодержащих отходов относятся:
  • сбор нефти/нефтепродукта с поверхности воды при помощи плавающих нефтесборщиков;
  • сбор нефти/нефтепродукта с поверхности грунта при помощи вакуумных нефтесборщиков;
  • сбор нефти/нефтепродуктов с поверхности воды и грунта при помощи сорбентов;
  • вывоз собранного замазученного грунта и сорбента на специализированные полигоны по утилизации нефтесодержащих загрязнений.

5.3       Общие требования к применяемой специализированной технике, оборудованию и приспособлениям

  • Основные технические параметры специализированной болотоходной техники, используемой для перевозки крупногабаритных грузов, специалистов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в тяжелых климатических и геологических условиях (болота, обводненные участки, низкие температуры, снег, лед) приведены в приложении А настоящего документа.
  • Основные технические параметры СРДП, предназначенных для устройства временного дорожного полотна на обводненных (сезонно-затапливаемых) поймах, болотах, вспомогательных и рабочих площадок, приведены в приложении Б настоящего документа.
  • Основные технические параметры понтона ПМП-60, предназначенного для проезда строительной техники на обводненных участках, болотах III типа приведены в приложении В настоящего документа. Понтоны должны быть стойкими к механическому воздействию гусеничной и колесной техники.
  • Основные технические параметры шпунтовых ограждений, предназначенных для укрепления стенок ремонтного котлована, предотвращения попадания грунтовых вод, обрушения грунта, торфа в рабочий котлован и затягивания котлована торфяной и грунтовой массой на болотах и обводненных участках, приведены в приложении Г настоящего документа.
  • Основные технические параметры сланей, предназначенных для передвижения гусеничной техники по болотам или в качестве временной рабочей площадки, для размещения оборудования у рабочего котлована, приведены в приложении Д настоящего документа.
  • Общий вид СТП типа «Пена», предназначенного для транспортировки специализированной техники и оборудования по болотам I, II типов, приведены в приложении Е настоящего документа. Конструкция СТП типа «Пена» при использовании на болотах I и II типов должна  выдерживать  строительную  и  автомобильную технику массой
    до 20 т.
  • Основные технические параметры КРП, предназначенной для использования в качестве герметизирующей камеры при производстве работ на магистральном трубопроводе, проложенном в болотистой или обводненной местности, и общий вид КРП приведены в приложении Ж настоящего документа.
  • Основные технические параметры вибропогружателя, предназначенного для погружения и извлечения из грунта шпунтов, стоек, свай, труб, бруса  и т. д, приведены в приложении И настоящего документа.
  • Оборудование, необходимое для проведения работ по локализации и ликвидации аварии, инцидента (электрогенераторы, сварочное оборудование, насосы и т. д), должно соответствовать табелю технического оснащения ЦРС (ЦАРС), ЛАЭС (АРС) утвержденному ОСТ. Оборудование и материалы должны быть исправны, укомплектованы ЗИП (при необходимости), иметь сопроводительную документацию (паспорт, руководство по эксплуатации, инструкцию по монтажу, сертификат соответствия, декларацию о соответствии (при необходимости)). Применяемое электрооборудование должно быть во взрывозащищенном исполнении.
  • Специализированная техника, оборудование и приспособления, предназначенные для ликвидации аварий и инцидентов, должны находиться в постоянной готовности в местах базирования ЦРС (ЦАРС), ЛАЭС (АРС), СУПЛАВ, АВС или в местах, откуда их можно доставить до места аварии, инцидента в течение 24 ч.
  • Специализированная техника, оборудование и приспособления, предназначенные для ликвидации аварий и инцидентов, не должны использоваться для проведения плановых работ (за исключением проведения УТЗ).
  • В ПМЛЛА и ПЛРН должен быть определен порядок применения специализированной болотоходной техники, приспособлений и оборудования с учетом:
  • технических параметров имеющейся специализированной болотоходной техники (грузоподъёмность, удельное давление на грунт (пустой/груженый), максимальная скорость движения по дорожному покрытию, глубина преодолеваемого брода), указанных в паспорте;
  • технических параметров оборудования (масса, габаритные размеры, климатические условия применения), указанных в паспорте на оборудование;
  • технических параметров специальных приспособлений (масса, грузоподъемность, возможность применения на болотах I – III типа, обводнённых (сезонно-затапливаемых) поймах, местах с высоким уровнем грунтовых вод, возможность применения в виде вспомогательных площадок) указанных в паспорте, схем крепления к транспортировочной технике;
  • технических параметров МДП, СРДП (грузоподъёмность, возможность применения на болотах I – III типа, обводнённых (сезонно-затапливаемых) поймах,  в местах с высоким уровнем грунтовых вод, возможность применения в виде вспомогательных площадок, схемы монтажа/демонтажа) указанных в паспорте на изделие.;
  • отдаленности места аварии, инцидента от места базирования специализированной болотоходной техники, приспособлений и оборудования;
  • состояния вдольтрассового проезда;
  • общего расчетного времени продолжительности выполнения работ по локализации и ликвидации аварий, инцидентов на болотах и обводненных (сезонно-затапливаемых) поймах, не превышающего 120 ч. Расчетная продолжительность выполнения работ по локализации аварии, инцидента должна составлять не более 6 ч при разливе на почве и не более 4 ч на водной поверхности в соответствии с постановлением [3]. Расчетная продолжительность операций по локализации и ликвидации аварии, инцидента на магистральном трубопроводе, определяется в соответствии с приложением К настоящего документа.
    • Маршруты следования автомобильного транспорта необходимо выбирать с учетом:
  • наличия подъездных дорог к месту проведения работ;
  • минимальной загруженности дорог автотранспортом и требований Правил дорожного движения Российской Федерации [4].
  • минимальных затрат времени на доставку специализированной болотоходной техники, оборудования, приспособлений и ремонтных бригад ЦРС (ЦАРС), ЛАЭС (АРС), СУПЛАВ, АВС к месту аварии, инцидента с учетом скоростей движения автотранспортной техники:
  • по дорогам с твердым покрытием – от 40 до 50 км/ч;
  • по грунтовым дорогам – от 25 до 30 км/ч;
  • по пересеченной местности – от 5 до 8 км/ч;
    • В ПМЛЛА и ПЛРН должны быть схемы подъездных путей для передвижения специализированной болотоходной техники к месту аварий, инцидентов.
    • Проезд крупногабаритных транспортных средств и/или перевозка тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования планируется в соответствии с правилами [5].
    • В ПМЛЛА и ПЛРН в обязательном порядке должны быть типовые схемы размещения специализированной техники, оборудования и приспособлений на участке проведения работ в соответствии с приложением Л настоящего документа, которые должны содержать:
  • наименование, состоящее из: км проведения работ, наименования трубопровода, характеристики участка (тип болота, обводненная (сезонно-затапливаемая) пойма, участок с высоким уровнем грунтовых вод), период проведения (март – май; июнь – август; сентябрь – ноябрь; декабрь – февраль);
  • расположение болот, обводненной поймы относительно места проведения работ;
  • местоположение трубопровода относительно вдольтрассового проезда с перечнем установленного оборудования;
  • место расположения коммуникаций проходящих в одном техническом коридоре с указанием расстояний между коммуникациями;
  • места подъезда специализированной техники;
  • места укладки МДП, СРДП, понтонов;
  • места расположения специализированной техники, приспособлений, оборудования при выполнении работ;
  • места расположения специализированной техники, приспособлений, оборудования не задействованных при выполнении работ.