Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин

Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая производственная инструкция разработана на основании отраслевой типовой инструкции          ТИ РО 047-2003 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в СП 12-135-2003  и предназначена для слесаря по обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин при выполнении им работы согласно профессии и квалификации.

 

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин Слесарь по обслуживанию и ремонту грузоподъемных ма­шин выполняет работы по осмотру, ремонту, монтажу, демонтажу, испытанию, регулировке, наладке и сдаче после ремонта грузо­подъемных машин; производит слесарные работы, работы на стан­ках (заточном, сверлильном); в своей работе использует различ­ные слесарно-монтажный инструмент (ручной и электрифицирован­ный), приспособления и грузоподъемные механизмы, управляемые с пола, средства защиты.

1.2. При работе слесаря по ремонту и обслуживанию грузо­подъемных машин опасными и вредными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следу­ющие:

– возможность травмирований: незакрытыми вращающимися и движущимися частями оборудования при случайном прикосновении к ним; от падений при производстве работ на высоте; ручным инс­трументом при неосторожном, неумелом с ним обращении или его неисправном состоянии; острыми кромками, заусенцами, шерохова­тостью на поверхности инструмента, оборудования;

– возможность поражения электротоком при несоблюдении пра­вил электробезопасности;

– недостаточное освещение рабочей зоны.

1.3. Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин Порядок допуска слесаря по ремонту грузоподъемных ма­шин к самостоятельной работе:

1.3.1. К работе слесарем по ремонту и обслуживанию грузо­подъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение безопасности труда, проверку знаний безо­пасности труда и безопасных приемов работы с выдачей удостове­рения на право обслуживания, стажировку на рабочем месте в те­чение 2-14 рабочих смен под руководством опытного работника и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.

Кроме того, к работе с электрифицированным инструментом допускается слесарь, обученный мерам электробезопасности и имеющий соответствующую группу по электробезопасности.

К обслуживанию электрической части грузоподъемных кранов может быть допущен только электромонтер с соответствующей группой по электробезопасности. Слесарю запрещается обслужи­вать электрооборудование грузоподъемных кранов.

При совмещении профессий слесарь по обслуживанию грузо­подъемных кранов должен быть обучен по всем видам совмещаемых работ.

При обслуживании грузоподъемных машин, управляемых с пола, слесарь должен пройти специальный инструктаж с последующей проверкой знаний безопасности, в том числе по управлению маши­ной и обвязке (зацепке) грузов.

При обслуживании грузоподъемных машин, управляемых из ка­бины, подвешивание груза на крюк разрешается только слесарям, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение стропальщика.

Аттестация слесарей по ремонту грузоподъемных машин может проводиться без участия инспектора Госгортехнадзора квалифика­ционной комиссией предприятия или организации, проводившей обучение.

Слесарю, выдержавшему экзамены, выдается удостоверение ус­тановленной формы за подписью председателя комиссии.

Допуск к самостоятельной работе должен быть оформлен при­казом по предприятию (подразделению) после выдачи на руки удостоверения и настоящей инструкции.

Повторная проверка знаний безопасности слесаря должна про­водиться не реже 1 раза в год комиссией предприятия (подразде­ления) в объеме данной инструкции.

Для правильного обслуживания грузоподъемных машин владелец обязан обеспечить слесарей инструкциями, определяющими их пра­ва, обязанности, порядок безопасного производства работ и от­ветственность.

Слесарь по обслуживанию грузоподъемных кранов должен знать:

– конструктивные особенности грузоподъемных машин;

– правильность установки грузоподъемных машин;

– технологический процесс ремонта, сборки и монтажа машин, методы и приемы выполнения слесарно-монтажных работ;

– назначение, устройство и применение слесарно-монтажных инструментов и приспособлений, правила их хранения;

– Правила испытания машин;

– Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъ­емных кранов в объеме выполняемых работ ( технического освидетельствования, пуска в работу и надзора за исправной его работой);

– правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

– правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

– правила оказания до врачебной медицинской помощи постра­давшим при травмированиях и внезапных заболеваниях.

1.3.2. К работе по ремонту крановых путей грузоподъемных машин может быть допущен слесарь не моложе 18 лет, прошедший медосмотр для определения соответствия физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам данной профессии, спе­циальное обучение, сдавший экзамен на знание безопасности тру­да и безопасных приемов работы, имеющий удостоверение на право работ установленной формы, прошедший стажировку на рабочем месте в течение 2-14 рабочих смен под руководством опытного работника и проинструктированный по охране труда и пожарной безопасности.Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин

Кроме того, к работам с электрифицированным инструментом, по осмотру заземления подкрановых путей допускается слесарь, обученный мерам электробезопасности в объеме I группы по электробезопасности и проинструктированный непосредственно на рабочем месте по электробезопасности с росписью в журнале.

а) Подготовка и аттестация слесаря должна проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах обучения рабочих, создаваемых на предприятии и при на­личии лицензии, по программам, разработанным учебными центрами и согласованными с Госгортехнадзором РФ.

б) Результаты аттестации и периодической проверки знаний слесаря должны оформляться протоколом с отметкой в удостовере­нии.

в) Аттестация слесаря по ремонту крановых путей может про­водиться без участия инспектора Госгортехнадзора квалификаци­онной комиссией предприятия или организации, проводившей обу­чение.

г) Слесарю, выдержавшему экзамены, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии.

д) Допуск слесаря по ремонту крановых путей к самостоя­тельной работе оформляется приказом по предприятию.

е) Повторная проверка знаний слесаря квалификационной ко­миссией должна проводиться:

– периодически, не реже одного раза в 12 мес;

– при переходе слесаря на другое место работы;

– по требованию инженерно-технического работника по надзо­ру за безопасной эксплуатацией крановых грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора.

Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственных инс­трукций.

ж) К верхолазным работам допускается слесарь, имеющий стаж верхолазных работ не менее 1 года и тарифный разряд не ниже 3-го. Слесарь, впервые допускаемый к верхолазным работам, в течение 1 года должен работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом руководителя предприя­тия. Слесарь, имеющий стаж верхолазных работ менее 1 года, до­пускается к верхолазным работам только под непосредственным надзором квалифицированного рабочего, имеющего разряд не ниже четвертого и стаж верхолазных работ не менее 3-х лет.

Состояние здоровья лиц, допускаемых к верхолазным работам, должно отвечать медицинским требованиям, установленным для ра­бочих, занятых на этих работах. О разрешении на выполнение верхолазных работ делается специальная запись в удостоверении о проверке знаний в таблице “Свидетельство на право проведения специальных работ”.

з) Настоящая инструкция должна быть выдана слесарю под роспись.

1.4. Слесарю по обслуживанию и ремонту грузоподъемных ма­шин полагаются по Нормам следующие средства индивидуальной за­щиты:

– комбинезон хлопчатобумажный, ГОСТ 12.4.1ОО-8О, тип А;

– ботинки кожаные с металлическим подноском,

ТУ 17-О6-112-85;

– рукавицы комбинированные, ГОСТ 12.4.О1О-75;

– каска защитная, ТУ 6-О5-1851-78;

– предохранительный пояс, ТУ 2О5 ЭССР 3О9-83.

Зимой дополнительно на наружных работах:

– куртка и брюки х/б на утепляющей прокладке,

ГОСТ 12.4.О84-8О, тип А;

– валенки, ОСТ 17-672-77.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Находящиеся в работе грузоподъемные краны должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номе­ром, грузоподъемностью и датой следующего частичного или пол­ного технического освидетельствования.

1.7. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.8. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность в значительной мере зависит от самого работ­ника. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска и т.д.), а также при получении работы, не входящей в круг обязанностей слесаря, необходимо получить от руководи­теля работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду, спецобувь. Застегнуть или подвязать обшлага рукавов, чтобы не было свисающих и развевающихся концов. Воло­сы убрать под головной убор.  Не держать в карманах одежды ме­таллические предметы с острыми концами.

Получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, а также пройти тренировку по их применению.

Слесарь не допускается к работе без предусмотренных в Ти­повых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неис­правной, не отремонтированной, загрязненной специальной одежде и специальной обуви, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

Не разрешается приступать к работе и работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях).

2.3. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Подготовить другие исправные средства индивидуальной защиты в соответствии с воздействующими вредными факторами производства: защитные очки, спецрукавицы и т.д.

Перед началом работ по рубке металла зубилом надеть защит­ные очки с небьющимися стеклами.

Перед употреблением защитные очки осмотреть на отсутствие царапин, трещин и других дефектов, при обнаружении их очки следует заменить исправными.

Перед началом ремонта машины, работ на высоте надеть за­щитную каску и подвязать ее подбородным ремнем.

Проверить испытание предохранительного пояса по бирке, на которой должны быть указаны данные об испытании и инвентарный номер пояса. Перед выдачей в эксплуатацию и через каждые 6 ме­сяцев в процессе эксплуатации следует испытывать статической нагрузкой:

– строп пояса без амортизатора – грузом массой 7ОО кг;

– строп пояса с амортизатором – грузом массой 4ОО кг (при этом амортизатор испытанию не подвергается);

– пряжку с ремнем – грузом массой 3ОО кг.

Убедиться, что:

– карабин пояса надежно закрывается на замок и имеет сто­порное приспособление (карабин испытывается так же, как и по­яс);

– полотно пояса не имеет местных повреждений (ожогов, над­резов и т.п.);

– заклепочные соединения не имеют люфта;

– прошивка пояса, ремней и накладок находятся в полной сохранности;

– кожа ремней хорошо пропитана жиром и не трескается при сгибании;

– капроновый строп не имеет обрывов нитей;

– пружинный замок карабина исправный, поверхность карабина гладкая, без заусенцев, выбоин, царапин и других подобных де­фектов, замок карабина правильно и плотно входит в его вырезы;

– все металлические детали пояса имеют (кроме заклепок) цинковое покрытие.

Запрещается приступать к работе и работать с поясом, под­вергшемуся динамическому рывку, такой пояс должен быть изъят из употребления и сдан на испытание.

Страховочный канат служит дополнительной мерой безопаснос­ти. Пользование им обязательно в тех случаях, когда место ра­боты находится на расстоянии, не позволяющем закрепиться стро­пом предохранительного пояса за конструкцию. Для страховки применяется х/б канат диаметром не менее 15 мм и длиной не бо­лее 1О м или канат из капронового плетеного фала. Разрывная статическая нагрузка каната должна быть не ниже 1ООО кгс. Нап­лечные ремни необходимо испытывать по тем же нормам, что и предохранительные пояса.

Запрещается:

– закрепление карабином ниже уровня опирания ступней ног при выполнении операций в положении стоя;

– использование пояса не по назначению.

Защитные средства не должны иметь повреждения и должны быть чистыми от пыли.

Запрещается приступать к работе и пользоваться во время работ неисправными, неиспытанными и с истекшим сроком проверки средствами защиты.

2.5. Перед началом производства осмотра, ремонта, чистки грузоподъемной машины необходимо отключить машину от электро­питания.

Запрещается приступать к ремонту и обслуживанию крана, на­ходящегося в рабочем состоянии.

2.6. Вывод крана в ремонт должен производиться инженер­но-техническим работником, ответственным за содержание грузо­подъемных машин в исправном состоянии, в соответствии с графи­ком ремонта, утвержденным владельцем.

Дата и время выхода крана в ремонт, а также фамилия лица, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наря­де-допуске и вахтенном журнале крановщика.

2.7. Ремонт грузоподъемных машин должен производиться на специальных ремонтных площадках.

Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ – убрать посторонние предметы, мусор. Удалить посторонних людей из зоны работы.

Проверить освещение, оно должно быть достаточным и без слепящего действия. Запрещается пользоваться местным освещени­ем напряжением выше 42 Вольт.

Перед началом работ вблизи мест проведения сварочных работ необходимо установить щит или надеть специальные защитные очки для защиты глаз и лица от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Перед началом работ вблизи движущихся и вращающихся частей станков и механизмов необходимо оградить опасную зону.

Перед началом резки металла зубилом необходимо поставить предохранительные щиты для защиты окружающих от возможных ос­колков металла.

2.8. Подготовить исправный слесарно-монтажный инструмент. Проверить, чтобы ручной инструмент удовлетворял следующим тре­бованиям:

– слесарные молотки и кувалды должны иметь ровную слегка выпуклую поверхность, надежно насажены на ручки и закреплены мягкими стальными за ершенными клиньями;

– все инструменты, имеющие заостренные концы для рукояток (напильники, ножовки, шаберы и др.), должны быть снабжены де­ревянными ручками, соответствующими размерам инструмента, с бандажными кольцами, предохраняющими их от раскалывания;

– зубила, крейцмейсели, просечки и др. не должны иметь косых и сбитых головок, трещин и заусенцев; их боковые грани не должны иметь острых ребер;

– гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и го­ловок болтов и не иметь трещин и забоин; запрещается применять прокладки между зевом ключа и гранями гаек и наращивать их трубами или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

Раздвижные ключи не должны иметь увеличенного люфта в под­вижных частях.

Перед началом работ шабером второй конец его следует зак­рыть специальным футляром.

Проверить наличие и исправность инвентаря, приспособлений, ограждений, специальных устройств. Тиски должны быть прочно закреплены на верстаке и не иметь сработанных губок, проверить исправность верстака.

Используемый в работе инструмент и приспособления разло­жить в удобном для применения порядке.

2.9. Перед началом работы с грузоподъемными механизмами, управляемыми с пола, проверить исправность основных деталей и узлов механизма подъема груза:

– состояние крюка, отсутствие износа в его зеве свыше 1О % первоначального сечения, отсутствие трещин, разогнутости, зае­даний в крюковой обойме, наличие шплинтовки или стопорения гайки крепления крюка в обойме;

– состояние грузового каната. Количество оборванных прово­лок на одном шаге свивки каната должно быть не более 1О % об­щего количества проволок в канате крестовой свивки и не более 5 % для канатов односторонней свивки. Износ, вытяжка и корро­зия каната должны быть не свыше 4О % первоначального диаметра проволок.

Запрещается пользоваться канатом при наличии целиком обор­ванной одной пряди, канат подлежит выбраковке;

– работу тормоза механизма подъема груза (проверяется гру­зом по массе равным или близким номинальной грузоподъемности данной машины при подъеме его на высоту 2ОО-3ОО мм, при установке на указанной высоте тормоз должен надежно удерживать груз. При сползании или проседании груза тормоз подлежит регу­лировке или замене;

– работу ограничителя высоты подъема крюка (при подъеме крюка вверх он должен остановиться после нажатия на концевой выключатель);

– работу кнопочного управления (все движения должны соот­ветствовать надписям над кнопками): не должно быть заеданий кнопок в гнездах; проверить состояние и исправность защитного заземления кнопочного поста (при его наличии).

2.1О. Получить электроинструмент в кладовой. При каждой выдаче электроинструмента должны быть проверены:

– комплектность и надежность крепления деталей;

– исправность кабеля и штепсельной вилки, целостность изо­ляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, наличие защитных кожухов и их исправность (внешним осмотром);

– четкость работы выключателя;

– работа на холостом ходу.

У электроинструмента, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию и штепсельная вилка имеет за­земляющий контакт, должна быть проверена исправность цепи за­земления между его корпусом и заземляющим контактом штепсель­ной вилки.

Электроинструмент, не соответствующий хотя бы одному из перечисленных требований или с просроченной датой периодичес­кой проверки, запрещается выдавать для работы.

2.11. Меры безопасности перед началом ремонта крановых пу­тей:

2.11.1. Вывести кран из работы в ремонт.

2.11.2. О предстоящей работе на крановых путях должен быть уведомлен записью в вахтенном журнале крановщик, чей кран бу­дет выведен из работы.

2.11.3. Произвести снятие напряжения с крана отключением рубильника вводного устройства (главного рубильника), принять меры против ошибочного его включения, вывесить плакаты по тех­нике безопасности, при необходимости установить заземления и необходимые ограждения. В пусковых устройствах вынуть плавкие вставки (эту работу выполняет электромонтер обслуживающий кра­ны). Кабина крана должна быть заперта.

2.11.4. В пределах рабочего места на крановых путях должны быть отключены все токоведущие части и провода. На приборах пуска и управления крана должен быть вывешен плакат “Не вклю­чать! Работают люди.”

Троллейные провода и их токоприемники должны быть недос­тупны для случайного к ним прикосновения, с них должно быть снято напряжение. При невозможности их отключения линии должны быть ограждены. Ограждение троллей должно производиться по всей длине и с торцов.

Необходимые отключения и ограждения должен произвести электромонтер, обслуживающий данный участок.

2.11.5. На мостовых кранах, у которых рельсы грузовой те­лежки расположены на уровне настила галереи, перед выходом слесаря на галерею тележка должна быть установлена в непос­редственной близости от выхода из кабины на настил.

2.11.6. Проверить прочность настилов рабочих площадок и галерей, исправность перильных ограждений, устройств входа на козловой кран.

Настил должен быть выполнен из прочного материала (метал­ла), по всей длине галереи или площадки, с исключением сколь­жения ног (рифленые). При применении настилов с отверстиями один из размеров отверстия не должен превышать 2О мм. Высота перильного ограждения должна быть не менее 1ООО мм с устройс­твом сплошного ограждения понизу на высоту не менее 1ОО мм и промежуточной связью на высоте 5ОО мм. Перила и ограждение по­низу должны быть также установлены с торцевых сторон тележки мостового крана, а при отсутствии галереи – вдоль моста крана и с продольных сторон тележки.

2.11.7. Проверить исправность лестниц для доступа с пола на площадки и галереи кранов и их перильных ограждений. Лест­ницы должны быть шириной не менее 6ОО мм, расстояние между ступенями должно быть 3ОО мм для вертикальных лестниц, 25О мм

– для наклонных. Ступени вертикальных лестниц должны отстоять от металлических конструкций крана на расстоянии не менее 15О мм. Лестница не должна быть скользкой от пролитых нефтепродук­тов и смазочных материалов. При наличии скользкости необходимо ее удалить.

2.11.8. Перед непосредственным выходом на крановые пути:

а) Ознакомиться с порядком подъема на крановые пути и спуска с них.

б) Убедиться в:

– исправности специальной стационарной лестницы для подъ­ема на крановые пути, а также в наличии и исправности периль­ных ограждений галерей. Галереи для прохода вдоль кранового пути должны быть снабжены перилами со стороны пролета и с про­тивоположной стороны при отсутствии стены. Ширина прохода (в свету) по галерее должна быть не менее 5ОО мм, а высота – не менее 18ОО мм;

– том, что кран, выведенный в ремонт, находится в отведен­ном месте на стоянке;

– том, что входы на крановые пути находящихся в работе кранов закрыты на замок.

Запрещается подъем по неисправной лестнице, приступать к работе и работать с неисправных рабочих площадок.

2.11.9. Проверить наличие и исправность заземления крано­вых путей.

2.11.1О. Перед началом ремонта крановых путей мостовых кранов с марочной системой управления убедиться, что машинист ознакомлен с предстоящим ремонтом подкрановых путей и ключ-марка, замыкающий электрическую цепь управления краном, находится у машиниста крана.

2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.13. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, безопасными приемами, внимательно, осторожно, сог­ласно технологии.

Слесарь обязан пользоваться выданными ему средствами инди­видуальной защиты и правильно применять их, бережно относиться к выданным средствам защиты, своевременно ставить в извест­ность руководителя работ о необходимости химчистки, стирки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуальной защиты.

Не разрешается использовать кран для работы во время его ремонта.

3.2. Содержать в чистоте рабочее место в течение всего ра­бочего дня и не загромождать его посторонними предметами, му­сором.

3.3. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЛЕСАРНОГО ИНСТРУ­МЕНТА И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУ­ЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.3.1. При работе на тисках следует надежно зажимать обра­батываемую деталь. При установке деталей в тиски осторожно об­ращаться с тяжелыми деталями, чтобы избежать ушибов при их па­дении.

3.3.2. Не разрешается находиться прямо напротив работающе­го кувалдой, необходимо стоять сбоку от него.

3.3.3. При резке металла ручными или приводными ножовками следует прочно закреплять ножовочное полотно.

3.3.4. Для того, чтобы при резке металла ножницами не было заусенцев, между ножами должен быть отрегулирован необходимый зазор, а сами ножи хорошо заточены.

3.3.5. Необходимо пользоваться только исправным инструмен­том.

3.3.6. Запрещается:

– пользоваться ударным инструментом (молотки, кувалды, зу­била, пробойники), имеющим заусенцы;

– пользование напильниками, ножовками и другим инструмен­том, имеющим заостренные хвостовики, без прочно надетых на них деревянных рукояток;

– класть инструмент на перила ограждений или неогражденный край площадки лесов, подмостей, а также вблизи открытых люков, колодцев.

3.3.7. Не допускается пользование зубилами и крейцмейселя­ми с косыми и сбитыми затылками.

3.3.8. Гаечные ключи следует подбирать строго по размерам гаек.

Запрещается пользование гаечными ключами, не соответствую­щими размерам гаек, <удлинение> ключа вторым ключом, трубой или рычагом (кроме специальных монтажных ключей), а также при­менение ключей с большим размером зева с металлическими подк­ладками для подгона к гайкам. Допускается удлинять рукоятки ключей дополнительными рычагами только типа “звездочка”.

Не разрешается работать гаечными ключами с непараллельны­ми, изношенными губками, рукоятки не должны иметь заусенцев.

3.3.9. При работе с клиньями или зубилами во избежание травмирования руки кувалдой или молотком следует применять клинодержатели с рукояткой длиной не менее О,7 м.

3.3.1О. При работах инструментом ударного действия необхо­димо пользоваться защитными очками для предотвращения попада­ния в глаза твердых частиц.

3.3.11. При пользовании клещами применять кольца. Размеры колец должны соответствовать размерам обрабатываемых загото­вок.

3.3.12. Отвертку выбирать по ширине рабочей части (лопат­ки), зависящей от размера шлица в головке шурупа или винта.

3.3.13. При переноске или перевозке инструмента на острые его части надеть чехлы.

3.3.14. На крепежных работах пользоваться накидными и тор­цовыми ключами, так как они лучше держатся на гайках и удобны в работе.

3.3.15. При отвертывании и завертывании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного пово­рота рукоятки ключа пользоваться ключами с трещетками (храпо­выми механизмами), так как трещетка исключает необходимость снимать и надевать головку ключа на болт или гайку после каж­дого поворота.

3.3.16. Нельзя вращать ключи вкруговую во избежание их срыва.

3.3.17. Если гайки имеют следы коррозии и их нельзя отвер­нуть ключом с нормальной длиной рукоятки, вначале следует обс­тучать грани гайки легкими ударами молотка, смочить ее кероси­ном, завернуть на четверть оборота, а затем начать отворачи­вать.

Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубить зу­билом.  Для предотвращении несчастных случаев у мест рубки ме­талла устанавливаются щиты или ширмы из частой сетки.

3.3.18. Немедленно прекратить пользоваться ручным инстру­ментом в следующих случаях:

– на рабочих поверхностях появились повреждения (выбоины, сколы);

– на боковых гранях в местах зажима их рукой образовались заусенцы и сколы;

– на поверхности ручек инструментов имеются трещины и за­усенцы;

– перекалена рабочая поверхность.

Доложить руководителю работ.  Инструмент следует заменить, неисправный сдать в ремонт.

3.4. При производстве работ паяльной лампой следует выпол­нять меры безопасности, изложенные в инструкции N_107.

Расплавление свинца, баббита и других металлов производить непосредственно под вытяжным зонтом в защитных очках.

3.5. ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.5.1. Следует работать только исправным электроинструмен­том. Если в процессе работы обнаружится малейшая неисправность или хотя бы слабое действие тока, следует немедленно прекра­тить работу и сдать электроинструмент в инструментальную для ремонта.

3.5.2. Не разрешается передавать электроинструмент другому рабочему без ведома руководителя работ (производителя работ, мастера).

3.5.3. Напряжение переносного электроинструмента допуска­ется не выше 42 В. Для электроинструмента с двойной изоляцией допускается напряжение 22О В.

В любых помещениях и вне помещений разрешается применять электроинструменты на напряжение 36 В и выше:

– с дополнительной (двойной) изоляцией;

– с питанием через разделяющий трансформатор;

– с питанием через устройство защитного отключения.

Корпуса электроинструментов с двойной изоляцией или питае­мые через разделяющий трансформатор, а также вторичную обмотку разделяющего трансформатора заземлять запрещается. Корпус раз­деляющего трансформатора должен быть заземлен.

Запрещается работать с электроинструментом с дополнитель­ной (двойной) изоляцией вне помещений при дожде и снегопаде.

Работать с электроинструментом с двойной изоляцией или че­рез разделяющий трансформатор в помещении разрешается без до­полнительных защитных мер и средств.

3.5.4. При работе с электроинструментом напряжением 42 В в металлических резервуарах, баках, котлах, трубопроводах, коро­бах необходимо обязательно пользоваться диэлектрическими пер­чатками и ковриками для изоляции работающего от металла.

3.5.5. При работе с электроинструментом запрещается:

– держать его за провод или рабочую часть;

– вставлять или вынимать рабочий орган до полного прекра­щения вращения двигателя;

– работать на высоте с переносной лестницы (для этой цели должны быть сооружены подмости пли леса с надежными ограждени­ями);

– подключать к сети инструмент путем скручивания проводов;

– снимать с электроинструмента защитные кожухи, ограждаю­щие его режущую часть;

– натягивание, перекручивание и перегибание кабеля, пере­сечение его с тросами, кабелями и рукавами газосварки;

– ставить на кабель груз;

– оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети;

– удалять стружку или опилки руками во время работы элект­роинструмента. Стружку удалять после полной остановки электро­инструмента специальными крючками или щетками;

– касаться руками вращающегося сверла;

– обрабатывать электроинструментом обледенелые и мокрые детали. Вне помещений работать электроинструментом допускается только в сухую погоду, при дожде или снегопаде – под навесом на сухой земле или настиле.

3.5.6. При сверлении электродрелью с применением рычага для нажима следить, чтобы конец рычага не опирался на поверх­ность, с которой возможно его соскальзывание.

Применяемые для работы рычаги должны быть инвентарными и храниться в специально отведенном месте. Запрещается использо­вать в качестве рычагов случайные предметы.

3.5.7. Электроинструмент следует обязательно отключать от сети с полным снятием напряжения в следующих случаях:

– при прекращении работы;

– при прекращении электропитания;

– при отлучке работающего с места работы хотя бы на корот­кий срок.

3.5.8. Работа с электроинструментом в местах, где, кроме работающего, нет других людей, которые в случае необходимости могли бы оказать ему помощь, должна производиться двумя рабо­чими.

3.5.9. Необходимо следить, чтобы кабель электроинструмента был защищен от случайного повреждения и соприкосновения с го­рячими, сырыми и масляными поверхностями.

3.5.1О. Рабочую часть электроинструмента устанавливать в патрон и вынимать из него, а также производить регулировку инструмента только после отключения от электросети штепсельной вилкой и полной его остановки.

3.5.11. Электроинструмент должен быть отсоединен от сети штепсельной вилкой при:

– переносе электроинструмента с одного рабочего места на другое;

– перерывах в работе и по ее окончанию;

– смене сверла;

– регулировке.

3.5.12. Корпуса электроинструментов, работающих на напря­жение выше 42 В, должны быть заземлены.

3.5.13. При использовании электроинструментов с заземляе­мым корпусом штепсельная розетка должна быть снабжена специ­альным контактом для присоединения заземляющего проводника.

Штепсельные соединения (розетка, вилки) на напряжение 12 В и 42 В по своему конструктивному выполнению и окраске должны отличаться от штепсельных соединений на напряжения 11О и 22О В и исключать возможность включений вилок 12 и 42 В в  розетки 127 и 22О В.

3.5.14. Для присоединения к сети электроинструмента приме­нять шланговый провод марки ШРПС, допускаются к применению многожильные гибкие провода (марки ПРГ) с изоляцией на напря­жение не ниже 5ОО В, заключенные в резиновый шланг. Оболочки кабелей и проводов должны быть заведены в электроинструмент и прочно закреплены. Подключение к сети имеют право выполнять специально допущенные к этой работе электромонтеры.

3.5.15. Заземляющие проводники для переносных электроинс­трументов должны быть заключены в общую оболочку с рабочими и иметь одинаковое с ними сечение.

3.5.16. Запрещается работать электроинструментом при воз­никновении хотя бы одной из следующих неисправностей:

– повреждение штепсельного соединения, кабеля или его за­щитной трубки;

– повреждение крышки щеткодержателя;

– нечеткая работа выключателя;

– искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлени­ем кругового огня на его поверхности;

– вытекание смазки из редуктора или из вентиляционных ка­налов;

– появление дыма или запаха, характерного для горящей изо­ляции;

– появление повышенного шума, стука, вибрации;

– поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоят­ке, защитном ограждении;

– повреждение рабочей части инструмента, заклинивание дви­жущихся частей.

Необходимо в указанных случаях отключить инструмент, сдать в ремонт, сообщить руководителю работ.

Запрещается лицам, работающим с электроинструментом, раз­бирать и ремонтировать самим инструмент, кабель, штепсельные соединения и др. части.

3.6. ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ ВРУЧНУЮ СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.6.1. В зимнее время погрузочно-разгрузочные площадки не­обходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать их песком, золой или шлаком.

3.6.2. Норма для подъема и перемещения тяжестей лицам мужского пола старше 18 лет – 5О кг. Для грузов массой более 5О кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м следует механизировать погрузочно-разгрузочные работы.

3.6.3. При перемещении грузов вручную не следует перено­сить грузы по одной доске – переход должен быть сделан из нес­кольких скрепленных поперечными планками досок; подъем груза по лестницам без перил запрещается.

3.6.4. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с оборудо­ванием следует кантовать при помощи специальных ломов или дру­гих приспособлений.

3.6.5. При разгрузке оборудования с автомашин запрещается применять лежни-спуски разной длины, а рабочим находиться нап­ротив лежней-спусков.

3.6.6. При перемещении грузов на катках их диаметр должен быть одинаковым.

3.7. ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУЗО­ПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ, УПРАВЛЯЕМЫХ С ПОЛА, СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.7.1. Подъем и перемещение оборудования производить под руководством опытного лица, отвечающего за соблюдение всеми рабочими правил техники безопасности.

3.7.2. Применяя домкраты для поднятия тяжестей, их следует устанавливать под груз прочно и устойчиво, не допуская переко­са. Не ставить домкраты на кирпичи, круглые бревна, брусья и другие неустойчивые предметы.

Освобождение домкрата из под поднятого груза и его перес­тановка допускается лишь после надежного укрепления груза в поднятом положении или опирания его на устойчивое основание.

Запрещается работать на домкратах при стертой насечке на опорной поверхности головки во избежание соскальзывания подни­маемого груза.

3.7.3. При работе тали кроме основной подвески необходимо выполнить еще и контрольную на случай обрыва основной.

Запрещается поднимать груз, превышающий грузоподъемность тали. При работе тали стоять необходимо на расстоянии 1 м от груза. Запрещается стоять под грузом.

3.7.4. При работе ручными лебедками канат следует уклады­вать ровными и плотными кольцами на барабане лебедки.

3.7.5. Обвязывать оборудование разрешается стальными кана­тами или прочными цепями.

Запрещается пользоваться чалочными хлопчатобумажными и пеньковыми канатами, сращивать канаты, соединять звенья цепи проволокой, болтами.

3.7.6. Цепи и канаты накладывать равномерно на поднимаемое оборудование, без узлов и перекручивания, под острые кромки подкладывай прокладки, узлы применять только специальные.

3.7.7. Накладывать цепи и канаты на груз только через кор­пус оборудования или пропускать их через специальные болты ра­мы.

Запрещается использовать при этом случайные отверстия.

3.7.8. Перемещать оборудование необходимо только по коман­де бригадира.

3.7.9. При потере равновесия поднимаемого оборудования на подъемных механизмах или соскальзывания с него канатов и цепей следует немедленно опустить оборудование и снова зачалить.

3.7.1О. Запрещается:

– поднимать оборудование, заваленное материалами, деталя­ми, а также привернутое болтами и залитое или примерзшее к земле;

– находиться возле движущегося груза, натянутого каната (между грузом и лебедкой).

3.7.11. При неисправности подъемных механизмов работу сле­дует прекратить и сообщить руководителю работ.

3.8. ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ НА ВЫСОТЕ СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.8.1. Ремонт оборудования на высоте выполнять только с инвентарных лесов и подмостей, имеющих ограждение.

С приставных лестниц разрешается выполнять работы на высо­те только до 5 м и кратковременные, при этом запрещается ра­ботать вдвоем на лестнице, оставлять инструменты, материалы, спускаться лицом вперед, подбрасывать инструмент для передачи другому, следует подвязывать, а потом передавать.

3.8.2. Свободный инструмент, мелкие детали и крепежные ма­териалы во избежание их падения помещать в специальный ящик.

3.8.3. Работы над действующим оборудованием производить только с плотного настила и имеющего ограждение.

3.8.4. При установке узлов и деталей вручную все рабочие должны поднимать и опускать их на место одновременно – по ко­манде лица, руководящего ремонтными (монтажными) работами.

3.8.5. При работе на высоте на подмостях крепежные детали и инструмент необходимо держать в специальном переносном ящи­ке, а при отсутствии подмостей в сумке, надетой через плечо. Носить в карманах брюк или куртки инструмент и крепежные дета­ли не разрешается.

3.8.6. Детали и инструмент необходимо подавать на высоту или опускать при помощи специальной тары и подъемных приспо­соблений.

3.8.7. Рабочее место при работе на высоте необходимо со­держать в чистоте и порядке. Все рабочие места на площадках и настилах должны быть оборудованы ограждениями высотой не ниже 1 м с перилами, бортовой доской (полосой) высотой не менее 15О мм, защитными и предохранительными устройствами.

3.8.8. Запрещается:

– при работе на высоте садиться, облокачиваться и присло­няться к ограждениям площадок, лесов, а также перелезать за ограждения;

– производить ремонтные работы на высоте на открытом воз­духе при силе ветра более 6 баллов (скорость от 1О до 12 м/сек), в гололед, сильный снегопад, дождь и грозу.

3.8.9. При работе с приставной лестницы на высоте более 1,3 м следует применять предохранительный пояс, прикрепленный к конструкции сооружения или к лестнице при условии крепления ее к конструкции.

3.8.1О. Места установки приставных лестниц на участках движения транспортных средств или людей надлежит на время про­изводства работ ограждать или охранять.

3.9. При работе на сверлильном и заточном станках необхо­димо выполнять меры безопасности, изложенные в в инструкциях N_N_96, 98 . Металлическую пыль и стружку сметать специальной щеткой. Запрещается сдувать пыль сжатым воздухом или ртом.

3.1О. При обнаружении неисправности электрооборудования грузоподъемной машины сообщить руководителю работ и электро­монтеру.

3.11. Промывку деталей керосином или бензином и обдувку их сжатым воздухом производить в специально отведенных местах (вытяжных шкафах или помещении с приточно-вытяжной вентиляцией при обязательном наличии первичных средств пожаротушения).

3.12. ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МА­ШИН (ОСМОТРАХ, ВЫЯВЛЕНИИ НЕПОЛАДОК, РЕМОНТАХ И Т.П.) СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.12.1. При проведении профилактических периодических ос­мотров грузоподъемных машин следует производить тщательную проверку состояния и работы всех механизмов крана, грузовых канатов, крюка, металлоконструкций.

При проверке механизмов крана:

– убедиться в надежном креплении муфт. При обнаружении люфта устранить его, при износе шпонок заменить их новыми. При обнаружении ослабления болтового соединения полумуфт подтянуть ослабевшие гайки. При износе кожаных или резиновых колец у пальцев эластичных муфт поставить новые кольца;

– устранить ослабление крепления червячного колеса в ре­дукторе при его обнаружении, так как это особенно опасный де­фект.

Нельзя допускать продольного перемещения червяка в упорном подшипнике, так как это может вызывать удары при пуске и оста­новке электродвигателя;

– проверить исправность подшипников;

– прекратить работу крана при обнаружении даже небольших трещин и надрывов в тормозной ленте, сообщить руководителю ра­бот, ответственному лицу за исправное состояние кранов;

– проверить наличие ограждений всех вращающихся и движу­щихся частей (валов, храповиков, звездочек и т.п.) грузоподъ­емной машины;

– проверить наличие смазки трущихся частей крана, отсутс­твие течи масла из подшипников и редукторов;

– сменить изношенные обкладки у колодок тормозов при их значительном износе.

При обнаружении дефектов, которые невозможно устранить собственной силой, сообщить руководителю работ.

3.12.2. Выпуск загрязненного масла из редукторов, их про­мывку и наполнение чистым маслом по установленным нормам про­изводить не реже одного раза в три месяца, смазку канатов – не реже одного раза в месяц.

3.12.3. После смены каната крюка, а также капитального ре­монта поднадзорного Госгортехнадзору крана, кран может быть допущен к работе только после внеочередного технического пере­освидетельствования в соответствии с Правилами Госгортехнадзо­ра.

3.12.4. Все пробные включения крана как во время ремонта, так и по окончании его можно производить только по указанию руководителя работ и ответственного лица за исправное состоя­ние грузоподъемных кранов. При этом необходимо убедиться в от­сутствии посторонних предметов на кране.

3.13. ПРИ РЕМОНТЕ ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.13.1. Слесарю при ремонте подкрановых путей во время ра­боты разрешается пользоваться мостиками, галереями, а также монтажной специальной лестницей, предназначенной для подъема на высоту.

3.13.2. Запрещается:

– пользоваться посадочной лестницей, предназначенной для доступа на кран, а также находиться на кране при выполнении ремонтных работ на крановых путях;

– использование крана для работы во время его ремонта.

3.13.3. Проявлять осторожность при ходьбе по лестницам.

Меры безопасности при подъеме на крановые пути:

– поднимаясь (опускаясь) по лестнице, необходимо держаться за перильные ограждения;

– при подъеме не касаться проводов и другого электрообору­дования, даже, если оно и отключено.

3.13.4. Во время ремонта подкрановых путей кран должен на­ходиться на стоянке в нерабочем состоянии на участке, указан­ном в проекте рельсового пути.

3.13.5. При осмотре крановых путей слесарь обязан:

а) Выявлять отсутствие следующих дефектов:

– трещин любых размеров;

– выколов головки или подошвы рельса;

– износа головки рельса более 15 % величины соответствую­щего размера неизношенного профиля.

Примечание N_1: износ берется вертикальный, горизонтальный или приведенный (вертикальный плюс половина горизонтального);

– отклонение рельсовых путей в плане и профиле выше уста­новленного.

Примечание N_2: Предельные величины отклонений рельсовых путей приведены в Приложении к настоящей инструкции.

б) Обращать внимание на чистоту лестниц, галерей, площадок у мостового крана, состояние площадки козлового крана (отсутс­твие снега и льда в зимнее время, мусора и т.п.).

в) При обнаружении вышеуказанных дефектов необходимо доло­жить ответственному лицу за безопасную эксплуатацию грузоподъ­емных кранов с целью принятия мер к устранению обнаруженных дефектов.

3.13.6. Не допускается эксплуатация путей, рельсы которых имеют:

– зазоры в стыках рельсов (при температуре О град. С и длине рельса 12,5 м) более 6 мм;

– разность отметок головок рельсов козловых кранов на дли­не 1О м рельсового пути (общая) более 3О мм;

– взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте более 2 мм;

– сужение или уширение колеи рельсового пути более 15 мм;

– трещины любых размеров;

– выколы головок или подошвы рельса;

– износ головки рельса выше установленного.

3.13.7. При ремонте крановых путей проверить:

– тип рельсов;

– тип, сечение и длину шпал;

– расстояние между шпалами;

– способ крепления рельсов между собой и к шпалам;

– наличие подкладок между рельсами и шпалами, конструкция подкладок и способ их установки;

– зазор между рельсами;

– размер балластного слоя;

– минимальный допустимый радиус кривой на криволинейных участках пути;

– расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа;

– предельно допустимые величины общего продольного уклона, упругой просадки под колесами и допуски на ширину колеи и на разность уровня головок рельсов;

– конструкцию тупиковых упоров;

– исправность заземления рельсового пути.

3.13.8. Закрепление рельсов должно исключать возможность их продольного и бокового смещения при передвижении и работе крана.

Закрепление рельсов сваркой должно исключать возможность их тепловой деформацию.

3.14. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:

3.14.1. Заметив неисправность в электропроводке, электроо­борудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонте­ра.

Запрещается:

– применять неисправные электроинструмент, электросветиль­ники;

– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).

3.14.2. Применять только исправные электроприборы и инс­трумент.

3.14.3. Запрещается:

– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут нахо­диться под напряжением;

– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;

– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, элект­рооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;

– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;

– включать пусковую аппаратуру (рубильник, магнитный пус­катель, контактор) и снимать с неё предупредительные плакаты по технике безопасности;

– использовать для обогрева самодельные электронагрева­тельные приборы;

– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.

3.15. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА СЛЕСАРЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОБЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.15.1. Находясь на территориях предприятия, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, поддерживать противо­пожарный режим.

3.15.2. Запрещается:

– применять бумажные, матерчатые абажуры, непосредственно прилегающие к электролампам;

– вешать одежду и другие предметы на выключатели, штепсели или рубильники;

– заклеивать и закрывать провода и арматуру обоями, бума­гой и плакатами;

– завешивать провода легкосгораемыми материалами;

– производить уборку помещений с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;

– допускать скопление мусора, тряпок, посторонних предме­тов;

– курить на рабочем месте.

Курение допускается только в специально отведенных комна­тах или местах, обозначенных соответствующими надписями и обеспеченных урнами с водой.

3.15.3. Во избежание возникновения пожара при эксплуатации электроприборов запрещается:

– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправнос­ти, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и ка­бели с неисправной изоляцией;

– пользоваться различными электронагревательными приборами (электроплитами, электрочайниками, электропечками, электрореф­лекторами и др.) в местах, не согласованных с пожарной охра­ной;

– пользоваться электронагревательными приборами без подс­тавок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;

– эксплуатировать электролампы со снятыми колпаками (рас­сеивателями);

– оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники, а при уходе из комнаты – свет;

– обёртывать включенные электролампы бумагой, материей и другими легкогорючими материалами.

3.16. Слесарю запрещается:

– работать без полагающихся средств индивидуальной защиты;

– допускать на рабочее место посторонних лиц;

– принимать пищу и курить на рабочем месте.

Инструкция для слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.17. При возникновении на участке аварии или ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, приос­тановить работы, отключить используемое оборудование от элект­росети. О случившемся сообщить руководителю работ.

3.18. При пожаре или загорании немедленно сообщить в по­жарную часть. Обесточить оборудование в зоне пожара и загора­ния и приступить к тушению пожара имеющимися первичными средс­твами пожаротушения. О пожаре доложить руководителю работ, а в его отсутствие руководству предприятия.

3.19. Слесарь, оказавшийся очевидцем возникновения пожара, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, газоп­ровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего дол­жен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.2О. Оказать медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N _2.

3.21. При несчастном случае, по возможности, сообщить ру­ководителю работ и обратиться в медицинское учреждение.

Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте та­кой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Отключить от электросети используемое в работе элект­рооборудование.

4.2. Привести в порядок рабочее место: очистить инстру­мент, приспособления, специальные устройства от загрязнения, протереть и аккуратно сложить их в отведенное для них место.

4.3. По окончании ремонтных работ на крановых путях офор­мить закрытие наряда-допуска.

4.4. Сделать запись о проведенном ремонте в ремонтном жур­нале.

4.5. Сообщить руководителю работ о всех обнаруженных непо­ладках и мерах по их устранению.

4.6. Снять спецодежду и повесить в шкаф.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.7. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ, если возможно.

 

Добавить комментарий