Инструкция при чрезвычайных ситуациях
- Руководство выполнением мероприятий по ликвидации последствий ЧС основывается на положениях, закрепленных РД-13.200.00-КТН-257-10 «Система организации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций ОАО «АК «Транснефть».
«Правилами технической эксплуатации МН» РД 153-39.4-056-00 определены основные мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий:
– разработка и согласование с природоохранными и другими заинтересованными органами мероприятий по ликвидации последствий аварий;
– организация сбора разлитой нефти;
– определение компенсационных выплат за ущерб, нанесенный окружающей среде;
– организация отбора арбитражных проб при разногласиях с природоохранными органами;
– организация производственного экологического контроля за состоянием нарушенных компонентов окружающей среды;
– организация работ по рекультивации земельных угодий.
«Регламентом по организации и планированию работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и сооружений линейной части магистральных нефтепроводов МН» определен перечень работ, выполняемых:
ЛЭС при участии их в ликвидации аварий, отказов и несанкционированных врезок, в том числе:
– очистка замазученной территории;
– очистка загрязненной нефтью водной поверхности;
– утилизация нефтешламов;
– рекультивация загрязненной почвы;
ЦРС – в целях оперативного и качественного проведения аварийно – восстановительных работ при ликвидации отказов, аварий, несанкционированных врезок и их последствий на линейной части МН и технологических трубопроводах НПС, в том числе:
– врезка вантузов для откачки нефти из поврежденного участка МН;
– локализация аварийного разлива нефти;
– ликвидация последствий аварий;
– техническая рекультивация земель.
- «Регламентом представления срочных донесений об авариях и отказах на магистральных нефтепроводах, НПС и РП и их учет» предусмотрена разработка План-графика мероприятий по локализации и ликвидации аварии (отказа) – приложение А (Ф4.4.7_01), План-графика по ликвидации последствий аварии (отказа) – приложение Б (Ф4.4.7_02), Справки о ходе выполнения работ по локализации и ликвидации аварии (отказа) – приложение В (Ф4.4.7_03) и Справки о ходе выполнения работ по ликвидации последствий аварии (отказа) – приложение Г (Ф4.4.7_04).
- «Регламентом технической эксплуатации переходов магистральных нефтепроводов через водные преграды» установлены требования по обеспечению охраны окружающей среды при эксплуатации переходов.
Паспорта перехода МН содержит:
– оперативный план ликвидации возможных аварий на переходе;
– выбор мест расстановки средств локализации и сбора нефти;
– маршруты следования аварийных бригад;
– расчет объемов нефти, попадающей в реку при аварии.
4 «Регламентом о порядке организации эколого-аналитического контроля за состоянием окружающей среды на промышленных объектах ОАО «АК «Транснефть» предусмотрены дополнительные требования к организации производственного эколого-аналитического контроля при возникновении аварийной ситуации.
- При возникновении ЧС в ее район направляется оперативная группа, сформированная на базе лабораторной службы ДО, возглавляемая одним из членов КЧС, которая самостоятельно или совместно с другими службами оценивает обстановку, степень и масштабы загрязнения, необходимые для прогноза и правильной организации действий.
- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» предусматривает организацию усиленного режима контроля питьевой воды в условиях паводков и ЧС и разработку согласованных с территориальными ЦГСЭМ графиков контроля.
- Обобщенный перечень показателей, подлежащих производственному эколого-аналитическому контролю на производственных объектах ДО, приведен в приложении Б «Регламента…».
- Перечень методик количественного химического анализа загрязняющих веществ и биотестирования для проведения ПЭАК на объекте в соответствии с ОР-13.020.00-КТН-022-07.
- Состав, сроки, формы и порядок представления в Компанию информации о ЧС дежурными диспетчерами по подчиненности определены на основании требований ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ от 24.03.97 №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МЧС РФ от 07.07.97, №382, указаний Минэнерго РФ от 16.06.97 №ВО-80, ОАО «АК «Транснефть» от 31.07.97 №24-08/2532, от 16.10.97 №24-08/3551, приказа ОАО «АК «Транснефть» от 10.12.98 №85, постановления Госгортехнадзора РФ от 02.04.98 №23.
Донесения по иным формам представляются в соответствии с Табелем срочных донесений и по запросу в письменном виде; подписываются руководителями подрядчика или должностными лицами, имеющими на это право.
Установленный порядок является обязательным для работы ОУ ГО и ЧС и диспетчерского состава ДО при организации работ по ликвидации ЧС на объектах МН, при проведении учебно-тренировочных занятий, командно-штабных противоаварийных тренировок.
«Регламентом представления срочных донесений об авариях и отказах на магистральных нефтепроводах, НПС и РП и их учет» определено содержание донесений об авариях на МН, об авариях на резервуаре с выходом нефти, об аварии на объекте НПС с выходом нефти (приложения, соответственно, 1, 1Р, 1Н к «Регламенту…»).
Для предоставления информации о потенциально опасном объекте по запросам граждан и общественных организаций используется «Информационный лист организации» установленной формы, включаемый в состав декларации промышленной безопасности ОПО.
10. Основные цели и задачи по организации работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно РД-13.200.00-КТН-257-10, основная цель в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера – предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и предотвращение гибели персонала от ЧС, ликвидация ЧС.
Основными задачами в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера являются:
- разработка распорядительных, организационных и планирующих документов в области предупреждения ЧС природного и техногенного характера;
- планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС, составление календарного плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты персонала и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка работников в области защиты от ЧС;
- организация своевременного оповещения работников и информирование населения о ЧС при угрозе распространения зоны ЧС на территорию населенного пункта;
- взаимодействие с территориальными и местными органами МЧС России в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создание материальных и финансовых ресурсов для ЛЧС;