Гидравлические испытания трубопроводов

Гидравлические испытания трубопроводов

Гидравлические испытания трубопроводов и арматуры должны проводиться отдельными участками в соответствии с требованиями РД-91.020.00-КТН-335-06 «Нормы проектирования нефтеперекачивающих станций» и РД-16.01-60.30.00-КТН-103-1-05 «Гидравлические испытания вновь построенных и эксплуатируемых нефтепроводов» в два этапа:

– на прочность;

– на герметичность.

Параметры гидравлических испытаний приведены в таблице 6.1.

В случае выявления и после устранения дефектов (падение давления, течи, запотевания и т.д.) гидравлические испытания проводятся повторно в полном объеме. Трубопроводы и оборудование разделены на следующие участки: в соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» к участкам I категории относятся следующие трубопроводы:

  • трубопроводы обвязки узла с предохранительными устройствами;
  • участок трубопроводов выхода подпорной насосной;
  • сбросной трубопровод от узла с предохранительными устройствами.
  • приемные трубопроводы до подпорной насосной.
  • трубопровод дренажа и трубопровод утечек от подпорной насосной.

После проведения гидроиспытаний трубопроводы должны быть освобождены от опрессовочной жидкости и продуты сжатым воздухом.

Входной контроль арматуры производится согласно требованиям ОР-08.00-60.30.00-КТН-033-1-05 «Регламент входного контроля, технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования запорной арматуры и обратных затворов объектов магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть». Состав работ, подлежащих освидетельствованию с составлением актов на скрытые работы для технологических трубопроводов, определяется согласно ОР-91.200.00-КТН-028-10 «Порядок приемки скрытых работ, состав работ, оформление соответствующей документации на объектах ОАО «АК «Транснефть».

Емкость для сбора утечек нефти и дренажа должна быть испытана заводом-изготовителем согласно ПБ 03-584-03 «Правила проектирования, изготовления  и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных» пробным давлением, указанным в паспорте.

Испытание емкости для сбора утечек нефти и дренажа после монтажа до засыпки грунтом выполнить путем налива опрессовочной жидкости. Налив жидкости производится до максимального уровня в соответствии с паспортными данными емкости.

Продолжительность испытания:

  • после монтажа (до засыпки) – 6 часов;
  • после засыпки (только резервуары для хранения масла и емкости для сбора утечек нефти и дренажа) – 3 часа.

Таблица 6.1- Параметры гидравлических испытаний

Назначение участка технологического трубопровода НПС При испытании на прочность При проверке на герметичность
Величина давления, МПа Продолжи-тельность, ч Величина давления, МПа Продолжи-тельность, ч
Участок от фланцев подпорных насосов на нагнетательной линии, включая обратные затворы и технологическая обвязка узла предохранительных клапанов №009.2, совместно с дренажным коллектором подпорной насосной 3,2 24 2,5 12
Участок от узла запорной арматуры № 007.1 до фланцев подпорных насосов на нагнетательной линии (совместно с насосом), трубопровод утечек нефти от подпорных насосов до емкости ЕП25, напорный трубопровод от насосов до врезки в приемный коллектор подпорной насосной. 2,0 24 1,6 12

Гидравлические испытания технологических трубопроводов должны проводиться с соблюдением следующих требований:

  • до испытания, перед установкой заглушек, внутренняя полость трубопроводов должна быть продута воздухом. Компрессор должен устанавливаться в начальной точке трубопровода, противоположный конец трубопровода должен быть открыт;
  • при продувке клапаны предохранительные должны демонтироваться;
  • производительность продувки определяется таким образом, чтобы скорость движения воздуха в трубопроводе была не менее 1,5 км/ч;
  • -испытание нагнетательных трубопроводов и напорного коллектора подпорных насосов проводить, предварительно отглушив корпуса насосов установкой плоских заглушек на фланцевые соединения на выкидном трубопроводе между насосом и обратным клапаном от испытываемого участка;
  • при гидроиспытании вся запорная арматура на испытательном участке должна находиться в открытом положении. Шиберные и клиновые задвижки должны быть открыты не менее чем на 30 – 50 %;
  • испытание импульсных линий для отборов давления производить отдельно от технологических трубопроводов в соответствии со СНиП-3.05.07-85 «Системы
    автоматизации»;
  • узлы для заполнения и выпуска воздуха до монтажа должны быть испытаны отдельно;
  • на торцах труб монтируются сферические заглушки и днища под приварку.

При наличии на границе участков фланцевых соединений устанавливаются плоские заглушки между фланцами (толщина заглушки определяется расчетом);

  • патрубок для заполнения монтируется в верхнюю образующую, труба опущена до нижней образующей трубы, конец опущенной трубы выполнен под срез 45°;
  • после проведения гидроиспытаний трубопроводы опорожняются от воды компрессором, подключаемым к патрубкам для выпуска воздуха. Вода вытесняется через предназначенный для заполнения патрубок в специальную емкость или перепускается в следующий испытываемый участок;

–       при отрицательной температуре наружного воздуха гидроиспытания проводить незамерзающей жидкостью.