Инструкция для контролеров

Инструкция

по охране труда

для дежурных контролеров за техническим

состоянием транспорта   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28   с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для дежурных контролеров по контролю за техническим состоянием автотранспорта при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

 

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Дежурный контролер осуществляет контроль за техничес­ким состоянием автотранспорта; ведет установленную документа­цию.

1.2. При работе дежурного контролера по контролю за техни­ческим состоянием автотранспорта опасными и вредными фактора­ми, которые могут привести к несчастному случаю на производс­тве, являются следующие:

– возможность поражения электротоком при нарушении правил электробезопасности;

– возможность травмирований: неогражденными вращающимися и движущимися частями оборудования при случайном прикосновении к ним; движущимся транспортом; острыми кромками, заусенцами, ше­роховатостями на поверхностях оборудования;

– недостаточное освещение рабочего места;

– неудовлетворительные метеорологические условия рабочего места.

1.3. К работе дежурным контролером по контролю за техни­ческим состоянием автотранспорта допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение, проверку знаний безопас­ности труда и безопасных методов работы, проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности и оформленные приказом по предприятию.

Дежурный контролер не реже одного раза в пять лет должен проходить обучение и аттестацию, как правило, в учебных заве­дениях системы Минтранса России. Аттестационный лист контроле­ра, прошедшего аттестацию, должен храниться в его личном деле.

1.4. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены и требования противопожарной безопасности, а также Правила внутреннего трудового распорядка предприятия.

1.5. Все изменения вносятся в инструкцию на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.6. Обязанность работников соблюдать правила и нормы ох­раны труда является составной частью производственной дисцип­лины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законо­дательством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и выполнять требования данной инс­трукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска), а также при получении работы, не входящей в круг обязанностей дежурного контролера, необходимо получить от ру­ководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Порядок приемки-сдачи смены при сменной работе:

2.2.1. Быть на рабочем месте не менее чем за 1О мин до на­чала смены для правильного осуществления приемки-сдачи смены.

Осуществить приемку-сдачу смены. Ознакомиться с записями сменного журнала, где предыдущей сменой должны быть отражены все неисправности и неполадки, обнаруженные за время работы.

2.2.2. Доложить руководителю работ о вступлении на дежурс­тво и замечаниях, выявленных при приемке-сдаче смены.

При обнаружении каких-либо неисправностей в работе обору­дования, угрожающих безопасности людей и требующих вмешатель­ства ответственных должностных лиц, срочно доложить руководи­телю работ, записать в сменный журнал (журнал неполадок) и в дальнейшем действовать по его указанию.

2.2.3. Приемку-сдачу смены оформить подписями в сменном журнале вначале принимающего, затем сдающего смену.

2.3. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ

– убрать лишние предметы, проверить освещение, чтобы оно было достаточным и без слепящего действия.

2.5. Перед началом осмотра транспортных мест в плохо осве­щенном месте для местного освещения приготовить переносной ручной электрический светильник, который должен удовлетворять следующим требованиям безопасности:

– напряжение переносного светильника должно быть не выше 42 В, в сырых помещениях, в помещениях с токопроводящими пола­ми – не выше 12 В;

– светильник имеет защитную сетку, крючок для подвески и шланговый провод с вилкой. Сетка должна быть укреплена на ру­коятке винтами. Патрон должен быть встроен в корпус светильни­ка так, чтобы токоведущие части патрона и цоколя лампы были недоступны для прикосновения.

Для подключения к электросети светильника должен приме­няться шланговый кабель (провод) марки ШРПС с жилами сечением О,75-1,5 кв.мм на напряжение до 5ОО В длиною не более двух метров. Кабель на месте ввода в светильник должен быть защищен от истирания и перегибов.

Подключение светильника на напряжение 12-42 В к трансфор­матору должно быть глухим или при помощи штепсельной вилки, в последнем случае на кожухе трансформатора со стороны 12-42 В должны быть предусмотрены соответствующие штепсельные розетки.

В качестве источника питания светильников напряжением до 42 В могут применяться понижающие трансформаторы с электри­ческими раздельными обмотками первичного и вторичного напряже­ния.

Запрещается для указанных целей применять автотрансформа­торы, дроссельные катушки и реостаты для понижения напряжения.

 

2.6. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.7. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, безопасными приемами, внимательно, осторожно.

Пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в известность руководителя работ о необходимости химчистки, стирки, сушки и ремонта при­меняемых в работе средств индивидуальной защиты.

3.2. Содержать в чистоте и порядке свое рабочее место в течение всего рабочего времени и не загромождать его посторон­ними предметами и мусором.

3.3. Дежурный контролер по контролю за техническим состоя­нием автотранспорта обязан:

– выдавать водителям и принимать от водителей ключи (ключ-марку) от транспортных средств, проверять наличие у во­дителей удостоверения на право управления транспортным средс­твом данной категории, путевого листа по общеустановленной форме для всех типов транспортных средств, кроме электротран­спорта;

– производить регистрацию технического состояния выпускае­мых на линию транспортных средств в специальном журнале;

– проверять (совместно с водителем) техническое состояние выпускаемого на линию (возвращающегося с линии) транспортного средства, обращая особое внимание на внешний вид, исправность рулевого управления и тормозной системы, приборов освещения, указателей поворота, звукового сигнала;

– обеспечивать подготовку транспортных средств к техничес­кому осмотру и их представление на технический осмотр. Тран­спортные средства, не прошедший технический осмотр в опреде­ленные сроки, считаются неисправными и их эксплуатация не до­пускается. Эксплуатация таких транспортных средств может быть возобновлена после прохождения технического осмотра;

– требовать от ремонтных служб предприятия своевременного и качественного выполнения ремонтно-профилактических работ транспортных средств.

3.4. Запрещается:

– выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисп­равности, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения РФ запрещается их эксплуатация;

– допускать к управлению транспортными средствами водите­лей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркоти­ческого или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортными средствами данной категории;

– направлять для движения по дорогам с асфальтовым или це­менто-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

3.5. ПРИ ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯ­НИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.5.1. Проверку технического состояния транспортного средства при выпуске его на линию и по возвращению с линии не­обходимо производить при заторможенном стояночном тормозе (за исключением опробывания тормозов).

3.5.2. При необходимости для осмотра транспортного средс­тва следует использовать переносные электрические светильники на напряжение не выше 42 В с предохранительной сеткой или электрические фонари с автономным питанием.

3.5.3. При проверке технического состояния транспортного средства проверить также комплектность и исправность инстру­мента, приспособлений, наличие и комплектацию медицинской ап­течки, наличие огнетушителя, знака аварийной остановки или ми­гающего красного фонаря, наличие упоров под колеса, запасного колеса, буксировочного троса.

3.5.4. Проверку работы двигателя, агрегатов, механизмов, устройств транспортных средств в движении необходимо произво­дить в местах, специально выделенных для этих целей. Не допус­кается опробывание транспортного средства на линии.

3.5.5. Запрещается эксплуатация автотранспорта в следующих условиях:

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

– нарушена герметичность гидравлического привода;

– эффективность торможения более 18,4 м;

– стояночный тормоз на уклоне до 31 % включительно не удерживает грузовой автомобиль;

– при неработающем компрессоре давление воздуха падает на О,5 кг/кв.см за 15 минут.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

– люфт в рулевом управлении более 25 градусов;

– не затянуты, не зафиксированы резьбовые соединения;

– неисправен гидроусилитель рулевого управления.

ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ

– нарушена регулировка фар;

– не работают, загрязнены внешние световые приборы и све­товозвращатели;

– отсутствуют рассеиватели;

– не работает стеклоочиститель.

 

ШИНЫ

– остаточная глубина рисунка протектора менее 1,О мм;

– шины имеют разрывы, порезы, расслоение каркаса, отслое­ние протектора;

– установлены на одну ось шины с разным рисунком протекто­ра или разной модели.

ДВИГАТЕЛЬ

– содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом;

– нарушена герметичность системы питания;

– неисправна система выпуска отработавших газов.

ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ

– отсутствует зеркало заднего вида;

– не работает звуковой сигнал;

– нанесены покрытия или установлены предметы, ухудшающие обзорность с места водителя;

– не работают замки дверей, кузова, кабины, запоры горло­вины цистерны и пробки топливного бака, механизм регулировки сиденья водителя, устройства обдува и обогрева стекол, спидо­метр;

– имеются повреждения деталей кузова и окраска;

– отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, предусмотренные конструкцией заднее за­щитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики, на ав­томобиле свыше 3,5 т противооткатные упоры;

– имеются повреждения деталей цистерны и окраска;

– не опломбирован спидометр;

– разрушен коренной лист или центральный болт рессоры;

– регистрационный знак машины не отвечает требованиям стандарта;

– отсутствуют предусмотренные конструкцией или установлены без согласования с предприятием-изготовителем транспортного средства элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов.

3.6. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ДЕЖУРНЫЙ КОНТ­РОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.6.1. Стараться:

– работать при естественном освещении, это вызывает наи­меньшее утомление глаз;

– во избежание усталости сохранять правильную посадку за работой, правильное положение рук, не напрягать плечи.

3.6.2. Соблюдать:

а) Правила личной гигиены. Перед едой и курением тщательно мыть руки водой с мылом.

Прием пищи разрешаются только в специально оборудованных для этих целей местах;

б) Режим труда и отдыха.

в) Должностные обязанности, требования стандартов, норм и правил по безопасности труда, а также приказы, распоряжения, постановления, инструкции, предписания по охране труда и по­жарной безопасности.

3.6.3. Следить за освещением помещения и рабочего места.

3.6.4. Создавать обстановку доброжелательности, быть сдер­жанным и вежливым с сотрудниками.

3.7. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОТОКОМ ДЕЖУРНЫЙ КОНТРО­ЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯ­ЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:

3.7.1. Заметив неисправность в электропроводке, электроо­борудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонте­ра.

Запрещается:

– применять неисправные электроинструмент, электросветиль­ники;

– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).

3.7.2. Применять только исправные электроприборы и инстру­мент.

3.7.3. Запутанный питающий провод электроинструмента рас­путывать только при вынутой вилке из розетки.

3.7.4. Запрещается:

– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут нахо­диться под напряжением;

– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;

– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, элект­рооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;

– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;

– включать пусковую аппаратуру (рубильник, магнитный пус­катель, контактор) и снимать с неё предупредительные плакаты по технике безопасности;

– использовать для обогрева самодельные электронагрева­тельные приборы;

– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.

3.8. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.8.1. Находясь на территориях предприятия, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, поддерживать противо­пожарный режим.

3.8.2. Запрещается:

– применять бумажные, матерчатые абажуры, непосредственно прилегающие к электролампам;

– вешать одежду и другие предметы на выключатели, розетки или рубильники;

– заклеивать и закрывать провода и арматуру обоями, бума­гой и плакатами;

– завешивать провода легкосгораемыми материалами;

– производить уборку помещений с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;

– допускать скопление мусора, тряпок, посторонних предме­тов;

– курить на рабочем месте.

Курение допускается только в специально отведенных комна­тах или местах, обозначенных соответствующими надписями и обеспеченных урнами с водой.

3.8.3. Во избежание возникновения пожара при эксплуатации электроприборов запрещается:

– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправнос­ти, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и ка­бели с неисправной изоляцией;

– пользоваться различными электронагревательными приборами (электроплитами, электрочайниками, электропечками, электрореф­лекторами и др.) в местах, не согласованных с пожарной охра­ной;

– пользоваться электронагревательными приборами без подс­тавок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;

– эксплуатировать электролампы со снятыми колпаками (рас­сеивателями);

– оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники, а при уходе из комнаты – свет;

– обёртывать включенные электролампы бумагой, материей и другими легкогорючими материалами.

3.9. ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВНЕ ЕГО ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВ­ТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАС­НОСТИ:

3.9.1. При хождении по маршевым лестницам необходимо быть осторожным, т. к. значительное число несчастных случаев проис­ходит на лестницах в результате неосторожности самих постра­давших.

3.9.2. При хождении по коридорам необходимо быть внима­тельным и осторожным, открываемые двери из комнат могут нанес­ти серьезную травму.

3.9.3. При открывании и закрывании оконных рам необходимо соблюдать осторожность, не применять резких толчков.

Открытые рамы не закреплять металлическими предметами, т.к. при сквозняках они могут быть выброшены рамой за окно.

Запрещается становиться на подоконники.

3.9.4. Осторожность следует проявлять при выходе из слу­жебных помещений на территорию предприятия, где имеется движе­ние транспорта.

Необходимо быть осторожным, особенно в зимнее время, когда на пешеходных дорожках гололед.

3.9.5. Быть внимательным к предупредительным сигналам, по­даваемым водителями транспорта.

3.9.6. Обходить на безопасном расстоянии места, где ведут­ся опасные работы (газоопасные, в колодцах, на высоте и т.п.).

3.9.7. Запрещается:

– находиться в местах, не предназначенных для хождения лю­дей;

– включать и останавливать (кроме аварийных случаев) маши­ны, механизмы;

– облокачиваться на работающее оборудование;

– отвлекать работающих посторонними разговорами;

– прикасаться к движущимся и неогражденным частям машин.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1О. При возникновении на участке аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям на участке, следует приостановить работы, предупредить рабочих об опасности, в случае необходимости вывести людей из опасной зо­ны, принять меры к ликвидации аварии, отключить используемое оборудование от электросети, вызвать необходимые службы. Об аварии доложить руководству предприятия.

3.11. Дежурный контролер, оказавшийся очевидцем возникно­вения пожара, обрыва проводов, повреждения водопровода, пароп­ровода, газопровода, несчастного случая или обнаруживший пост­радавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружаю­щих.

3.12. При пожаре, загорании немедленно сообщить в пожарную охрану. Обесточить оборудование в зоне пожара или загорания и приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

О пожаре доложить руководству предприятия.

3.13. При травмировании принять меры к оказанию первой по­мощи пострадавшему в соответствии с инструкцией N2.

3.14. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ и обратиться в медицинское учреждение.

Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте та­кой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Проконтролировать, чтобы автомобили были поставлены на свое место стоянки, очищены от загрязнений при необходимос­ти, путевые листы сданы в установленном на предприятии поряд­ке.

4.2. Привести в порядок рабочее место.

4.3. Сообщить руководителю работ обо всех выявленных непо­ладках и принятых мерах по их устранению.

4.4. Сдать смену сменщику согласно разделу 2 настоящей инструкции, оформив записями в сменном журнале.

4.5. Снять спецодежду и повесить в шкаф.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.6. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ, если воз­можно.

Добавить комментарий