Инструкция
по охране труда
для дежурных контролеров за техническим
состоянием транспорта
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для дежурных контролеров по контролю за техническим состоянием автотранспорта при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Дежурный контролер осуществляет контроль за техническим состоянием автотранспорта; ведет установленную документацию.
1.2. При работе дежурного контролера по контролю за техническим состоянием автотранспорта опасными и вредными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:
– возможность поражения электротоком при нарушении правил электробезопасности;
– возможность травмирований: неогражденными вращающимися и движущимися частями оборудования при случайном прикосновении к ним; движущимся транспортом; острыми кромками, заусенцами, шероховатостями на поверхностях оборудования;
– недостаточное освещение рабочего места;
– неудовлетворительные метеорологические условия рабочего места.
1.3. К работе дежурным контролером по контролю за техническим состоянием автотранспорта допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение, проверку знаний безопасности труда и безопасных методов работы, проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности и оформленные приказом по предприятию.
Дежурный контролер не реже одного раза в пять лет должен проходить обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России. Аттестационный лист контролера, прошедшего аттестацию, должен храниться в его личном деле.
1.4. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены и требования противопожарной безопасности, а также Правила внутреннего трудового распорядка предприятия.
1.5. Все изменения вносятся в инструкцию на основании документального указания руководителя предприятия.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1.6. Обязанность работников соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.
Лица, не выполняющие требования данной инструкции, нарушают производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законодательством РФ.
Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болезни, отпуска), а также при получении работы, не входящей в круг обязанностей дежурного контролера, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.
2.2. Порядок приемки-сдачи смены при сменной работе:
2.2.1. Быть на рабочем месте не менее чем за 1О мин до начала смены для правильного осуществления приемки-сдачи смены.
Осуществить приемку-сдачу смены. Ознакомиться с записями сменного журнала, где предыдущей сменой должны быть отражены все неисправности и неполадки, обнаруженные за время работы.
2.2.2. Доложить руководителю работ о вступлении на дежурство и замечаниях, выявленных при приемке-сдаче смены.
При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования, угрожающих безопасности людей и требующих вмешательства ответственных должностных лиц, срочно доложить руководителю работ, записать в сменный журнал (журнал неполадок) и в дальнейшем действовать по его указанию.
2.2.3. Приемку-сдачу смены оформить подписями в сменном журнале вначале принимающего, затем сдающего смену.
2.3. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.
Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.
2.4. Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ
– убрать лишние предметы, проверить освещение, чтобы оно было достаточным и без слепящего действия.
2.5. Перед началом осмотра транспортных мест в плохо освещенном месте для местного освещения приготовить переносной ручной электрический светильник, который должен удовлетворять следующим требованиям безопасности:
– напряжение переносного светильника должно быть не выше 42 В, в сырых помещениях, в помещениях с токопроводящими полами – не выше 12 В;
– светильник имеет защитную сетку, крючок для подвески и шланговый провод с вилкой. Сетка должна быть укреплена на рукоятке винтами. Патрон должен быть встроен в корпус светильника так, чтобы токоведущие части патрона и цоколя лампы были недоступны для прикосновения.
Для подключения к электросети светильника должен применяться шланговый кабель (провод) марки ШРПС с жилами сечением О,75-1,5 кв.мм на напряжение до 5ОО В длиною не более двух метров. Кабель на месте ввода в светильник должен быть защищен от истирания и перегибов.
Подключение светильника на напряжение 12-42 В к трансформатору должно быть глухим или при помощи штепсельной вилки, в последнем случае на кожухе трансформатора со стороны 12-42 В должны быть предусмотрены соответствующие штепсельные розетки.
В качестве источника питания светильников напряжением до 42 В могут применяться понижающие трансформаторы с электрическими раздельными обмотками первичного и вторичного напряжения.
Запрещается для указанных целей применять автотрансформаторы, дроссельные катушки и реостаты для понижения напряжения.
2.6. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.
2.7. Знать:
– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаротушения;
– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;
– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае аварии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ
3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопасными приемами, внимательно, осторожно.
Пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в известность руководителя работ о необходимости химчистки, стирки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуальной защиты.
3.2. Содержать в чистоте и порядке свое рабочее место в течение всего рабочего времени и не загромождать его посторонними предметами и мусором.
3.3. Дежурный контролер по контролю за техническим состоянием автотранспорта обязан:
– выдавать водителям и принимать от водителей ключи (ключ-марку) от транспортных средств, проверять наличие у водителей удостоверения на право управления транспортным средством данной категории, путевого листа по общеустановленной форме для всех типов транспортных средств, кроме электротранспорта;
– производить регистрацию технического состояния выпускаемых на линию транспортных средств в специальном журнале;
– проверять (совместно с водителем) техническое состояние выпускаемого на линию (возвращающегося с линии) транспортного средства, обращая особое внимание на внешний вид, исправность рулевого управления и тормозной системы, приборов освещения, указателей поворота, звукового сигнала;
– обеспечивать подготовку транспортных средств к техническому осмотру и их представление на технический осмотр. Транспортные средства, не прошедший технический осмотр в определенные сроки, считаются неисправными и их эксплуатация не допускается. Эксплуатация таких транспортных средств может быть возобновлена после прохождения технического осмотра;
– требовать от ремонтных служб предприятия своевременного и качественного выполнения ремонтно-профилактических работ транспортных средств.
3.4. Запрещается:
– выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения РФ запрещается их эксплуатация;
– допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортными средствами данной категории;
– направлять для движения по дорогам с асфальтовым или цементо-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
3.5. ПРИ ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
3.5.1. Проверку технического состояния транспортного средства при выпуске его на линию и по возвращению с линии необходимо производить при заторможенном стояночном тормозе (за исключением опробывания тормозов).
3.5.2. При необходимости для осмотра транспортного средства следует использовать переносные электрические светильники на напряжение не выше 42 В с предохранительной сеткой или электрические фонари с автономным питанием.
3.5.3. При проверке технического состояния транспортного средства проверить также комплектность и исправность инструмента, приспособлений, наличие и комплектацию медицинской аптечки, наличие огнетушителя, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря, наличие упоров под колеса, запасного колеса, буксировочного троса.
3.5.4. Проверку работы двигателя, агрегатов, механизмов, устройств транспортных средств в движении необходимо производить в местах, специально выделенных для этих целей. Не допускается опробывание транспортного средства на линии.
3.5.5. Запрещается эксплуатация автотранспорта в следующих условиях:
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
– нарушена герметичность гидравлического привода;
– эффективность торможения более 18,4 м;
– стояночный тормоз на уклоне до 31 % включительно не удерживает грузовой автомобиль;
– при неработающем компрессоре давление воздуха падает на О,5 кг/кв.см за 15 минут.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
– люфт в рулевом управлении более 25 градусов;
– не затянуты, не зафиксированы резьбовые соединения;
– неисправен гидроусилитель рулевого управления.
ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ
– нарушена регулировка фар;
– не работают, загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
– отсутствуют рассеиватели;
– не работает стеклоочиститель.
ШИНЫ
– остаточная глубина рисунка протектора менее 1,О мм;
– шины имеют разрывы, порезы, расслоение каркаса, отслоение протектора;
– установлены на одну ось шины с разным рисунком протектора или разной модели.
ДВИГАТЕЛЬ
– содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом;
– нарушена герметичность системы питания;
– неисправна система выпуска отработавших газов.
ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ
– отсутствует зеркало заднего вида;
– не работает звуковой сигнал;
– нанесены покрытия или установлены предметы, ухудшающие обзорность с места водителя;
– не работают замки дверей, кузова, кабины, запоры горловины цистерны и пробки топливного бака, механизм регулировки сиденья водителя, устройства обдува и обогрева стекол, спидометр;
– имеются повреждения деталей кузова и окраска;
– отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики, на автомобиле свыше 3,5 т противооткатные упоры;
– имеются повреждения деталей цистерны и окраска;
– не опломбирован спидометр;
– разрушен коренной лист или центральный болт рессоры;
– регистрационный знак машины не отвечает требованиям стандарта;
– отсутствуют предусмотренные конструкцией или установлены без согласования с предприятием-изготовителем транспортного средства элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов.
3.6. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
3.6.1. Стараться:
– работать при естественном освещении, это вызывает наименьшее утомление глаз;
– во избежание усталости сохранять правильную посадку за работой, правильное положение рук, не напрягать плечи.
3.6.2. Соблюдать:
а) Правила личной гигиены. Перед едой и курением тщательно мыть руки водой с мылом.
Прием пищи разрешаются только в специально оборудованных для этих целей местах;
б) Режим труда и отдыха.
в) Должностные обязанности, требования стандартов, норм и правил по безопасности труда, а также приказы, распоряжения, постановления, инструкции, предписания по охране труда и пожарной безопасности.
3.6.3. Следить за освещением помещения и рабочего места.
3.6.4. Создавать обстановку доброжелательности, быть сдержанным и вежливым с сотрудниками.
3.7. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОТОКОМ ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:
3.7.1. Заметив неисправность в электропроводке, электрооборудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонтера.
Запрещается:
– применять неисправные электроинструмент, электросветильники;
– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).
3.7.2. Применять только исправные электроприборы и инструмент.
3.7.3. Запутанный питающий провод электроинструмента распутывать только при вынутой вилке из розетки.
3.7.4. Запрещается:
– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут находиться под напряжением;
– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;
– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, электрооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;
– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;
– включать пусковую аппаратуру (рубильник, магнитный пускатель, контактор) и снимать с неё предупредительные плакаты по технике безопасности;
– использовать для обогрева самодельные электронагревательные приборы;
– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.
3.8. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
3.8.1. Находясь на территориях предприятия, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, поддерживать противопожарный режим.
3.8.2. Запрещается:
– применять бумажные, матерчатые абажуры, непосредственно прилегающие к электролампам;
– вешать одежду и другие предметы на выключатели, розетки или рубильники;
– заклеивать и закрывать провода и арматуру обоями, бумагой и плакатами;
– завешивать провода легкосгораемыми материалами;
– производить уборку помещений с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;
– допускать скопление мусора, тряпок, посторонних предметов;
– курить на рабочем месте.
Курение допускается только в специально отведенных комнатах или местах, обозначенных соответствующими надписями и обеспеченных урнами с водой.
3.8.3. Во избежание возникновения пожара при эксплуатации электроприборов запрещается:
– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправности, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и кабели с неисправной изоляцией;
– пользоваться различными электронагревательными приборами (электроплитами, электрочайниками, электропечками, электрорефлекторами и др.) в местах, не согласованных с пожарной охраной;
– пользоваться электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;
– эксплуатировать электролампы со снятыми колпаками (рассеивателями);
– оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники, а при уходе из комнаты – свет;
– обёртывать включенные электролампы бумагой, материей и другими легкогорючими материалами.
3.9. ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВНЕ ЕГО ДЕЖУРНЫЙ КОНТРОЛЕР ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
3.9.1. При хождении по маршевым лестницам необходимо быть осторожным, т. к. значительное число несчастных случаев происходит на лестницах в результате неосторожности самих пострадавших.
3.9.2. При хождении по коридорам необходимо быть внимательным и осторожным, открываемые двери из комнат могут нанести серьезную травму.
3.9.3. При открывании и закрывании оконных рам необходимо соблюдать осторожность, не применять резких толчков.
Открытые рамы не закреплять металлическими предметами, т.к. при сквозняках они могут быть выброшены рамой за окно.
Запрещается становиться на подоконники.
3.9.4. Осторожность следует проявлять при выходе из служебных помещений на территорию предприятия, где имеется движение транспорта.
Необходимо быть осторожным, особенно в зимнее время, когда на пешеходных дорожках гололед.
3.9.5. Быть внимательным к предупредительным сигналам, подаваемым водителями транспорта.
3.9.6. Обходить на безопасном расстоянии места, где ведутся опасные работы (газоопасные, в колодцах, на высоте и т.п.).
3.9.7. Запрещается:
– находиться в местах, не предназначенных для хождения людей;
– включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, механизмы;
– облокачиваться на работающее оборудование;
– отвлекать работающих посторонними разговорами;
– прикасаться к движущимся и неогражденным частям машин.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1О. При возникновении на участке аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям на участке, следует приостановить работы, предупредить рабочих об опасности, в случае необходимости вывести людей из опасной зоны, принять меры к ликвидации аварии, отключить используемое оборудование от электросети, вызвать необходимые службы. Об аварии доложить руководству предприятия.
3.11. Дежурный контролер, оказавшийся очевидцем возникновения пожара, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, газопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.
3.12. При пожаре, загорании немедленно сообщить в пожарную охрану. Обесточить оборудование в зоне пожара или загорания и приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.
О пожаре доложить руководству предприятия.
3.13. При травмировании принять меры к оказанию первой помощи пострадавшему в соответствии с инструкцией N2.
3.14. О несчастном случае, по возможности, доложить руководителю работ и обратиться в медицинское учреждение.
Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.
- ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
4.1. Проконтролировать, чтобы автомобили были поставлены на свое место стоянки, очищены от загрязнений при необходимости, путевые листы сданы в установленном на предприятии порядке.
4.2. Привести в порядок рабочее место.
4.3. Сообщить руководителю работ обо всех выявленных неполадках и принятых мерах по их устранению.
4.4. Сдать смену сменщику согласно разделу 2 настоящей инструкции, оформив записями в сменном журнале.
4.5. Снять спецодежду и повесить в шкаф.
Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.
4.6. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ, если возможно.